Народные куклы. Куклы ритуальные и обереги

Эти куклы помогают, лечат, находят суженого, оберегают, исполняют желания и просто развлекают.

В галерее «Кукольный переулок» в Измайловском кремле часть экспозиции посвящена старым видам кукол – это куклы-обереги, куклы, приносящие удачу, куклы-помощники, куклы-подруги на всю жизнь. Именно такие функции они исполняли в глубокой древности, да и сейчас их с удовольствием приобретают для себя или в подарок – для детей и для взрослых.

Например, кукла на удачное замужество помогает быстро найти хорошего жениха, а кукла Долюшка с длинной косой – уверенно определиться, чем хочешь заниматься в жизни и иметь благополучную судьбу, причем длина косы куклы напрямую влияет на судьбу человека: чем длиннее коса – тем больше счастья! Кукла Подорожница делалась в дорогу для отца или матери – чтобы охраняла! Кукла Колокольчик приносит хорошие вести. Кукла Ангел с ведерком осушает наши слезы и уносит печаль на небо. Кукла Желанница – подружка и помощница в исполнении желаний, причем ее не меняют, сохраняют на всю жизнь. Кукла Десятиручка помогает выполнять многочисленные домашние дела…

Предлагаем вашему внимание небольшую статью педагога Наталии Крушановой о народных куклах, опубликованную в нашем журнале «Талант. Человек и творчество» № 1 за 2009 год.

Охрани меня, кукла, безГЛАЗ, безНОСА, безРОТА!

Давайте представим, что мы перенеслись в небольшую славянскую деревню, например, в 5 век нашей эры. Здесь живет один род. В начале деревни стоит огромная кукла, изображающая женщину. У каждой хижины такие же куклы, только поменьше. Это символ великой богини Берегини, породившей вместе с Родом все сущее. Она оберегает деревню от несчастий. Отсюда и название куклы – обережная.

Заглянем в одну из хижин. Скоро должна родить невестка. И женщины рода – бабушка или кто другой – вертят будущему новорожденному его первую куклу – Пеленашку. Делали ее без применения ножниц и иглы, чтобы жизнь будущего малыша не была «резаной» и «путаной». Игрушку укладывали в пустую колыбельку, чтобы она оберегала и согревала ее до рождения ребенка. Впоследствии куколку подвешивали над изголовьем, чтобы она охраняла малыша от порчи.

А в другой избе заболел отец семейства. И дочка вертит ему куклу на выздоровление. И чтобы соседка-колдунья не сглазила, и чтобы сосед-бирюк черным глазом не глянул

Через дорогу в избу приходили сваты. Теперь девку надо к замужеству готовить. И сидят девка с матерью, и вертят обережную куклу на удачное замужество. В какой избе праздник ли, горе ли, малому ли игрушка нужна – все обережных кукол мастерят.

Обережная кукла была постоянным спутником человека от его рождения и до самой смерти и часто передавалась по наследству. Изготавливались обережные куклы из лоскутков ткани, мочала, соломы, травы, волос, веточек, золы и снега.

Некоторые куклы, такие как Масленица или Купавка, жили всего один день, другие мастерились на определенный период времени, третьи – навсегда, для оберегания рода и очага. Например, обереги жилища и человека передавались от матери к дочери.

При изготовлении обережных кукол строго соблюдались определенные правила. Во-первых, все куклы были безликими: они не имели глаз, носа, рта. Считалось, что это не позволит злым силам вселиться в куклу и причинить зло ее хозяевам. Во-вторых, куклы для детей выполнялись без помощи иглы и ножниц. Лоскуты в этом случае отрывали руками и скрепляли при помощи ниток и узелков. Детали куклы перевязывали нитью, при этом делали непременно нечетное количество узелков. На каждый узелок вслух наговаривали заговор или доброе пожелание. В-третьих, кукла не должна была оставаться полой, ее набивали, в зависимости от назначения, крупой, золой, соломой, ветошью и другими материалами.

Размещали обережных кукол над дверью, за печкой, в красном углу, в колыбели, за занавесками, на полках, во дворе дома. Время от времени кукол задабривали горстью зерна, красивой лентой, прядью волос.

А как же передавалось мастерство изготовления обережных кукол?

Начиная с пяти лет дети с удовольствием вертели свои первые куклы. Особенно поощрялись игры с куклами у девочек. С 7-8 лет девочкам доверяли иглу и ножницы. В 12-15 лет девочки шили кукол на выхвалку. Фактически это был экзамен по шитью и рукоделию. По аккуратности и мастерству, с которым была выполнена игрушка, взрослые судили о готовности девочки к обучению рукоделию. Существовала примета: если дети много и охотно играют в куклы, это к достатку и благополучию. Кукла, кроме эстетических и обережных функций, воспитывала и обучала, через ролевые игры вводила ребенка в мир взрослых, приучала его к труду, способствовала раскрытию творческих способностей. Сама душа народа жила в кукле…

Наталия Крушанова, преподаватель Центральной детсвой художественной школы г. Южно-Сахалинска, художник по куклам

Комментарии психологов:

Татьяна Жучкова, педагог, художник

Условная кукла несет в себе творческое начало. Почему? Чем меньше проработан образ куклы, тем больше остается возможности представить, домыслить. Куклы должны иметь только существенные признаки, тогда одна и та же фигурка сможет в процессе детской игры быть разными персонажами, играть разные роли. Она может смеяться и плакать, огорчаться и гневаться. Именно такие игрушки будят и питают воображение, позволяют ребенку реализовывать свои замыслы. Незавершенность образа игрушки важна еще и для того, чтобы ребенок мог видеть в ней те черты и проявлять те качества, которые ему требуются в данный момент. Творчество начинается, когда ребенок домысливает образ куклы, сам что-то меняет в ней.

Елена Старцева, психолог

Амулеты и талисманы сегодня не играют такой важной роли в обществе, как раньше. Однако при определенных обстоятельствах существует необходимость веры в некий оберег.

Ребенку, например, очень важно держать в руках любимую игрушку в незнакомой обстановке, если рядом нет значимого взрослого. Когда ребенку надо, например, лечь в больницу или уехать из дома, ему хочется взять с собой любимые и дорогие сердцу игрушки. Особую функциональную роль здесь играют именно куклы, так как образ куклы наиболее приближен к человеческому. Куклы, не имеющие лица и мало проработанные, имеют особое значение для психологического развития. В этом случае ребенок может спроецировать на куклу свои собственные эмоции и чувства, раскрыть свои потребности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх