Хрупкий образ совершенства

Борис Голдовский, олина венцель, хрупкий образ совершенства, авторские куклы книги

В галерее «Кукольный переулок» можно приобрести книгу Бориса Голдовского «Хрупкий образ совершенства» о творчестве выдающейся художницы Олины Вентцель. 

Одной из первых среди художников, скульпторов, модельеров, кто в 80-х – 90-х годах 20 века увидел в авторских коллекционных куклах огромный творческий потенциал, была художник театра и кино Олина Дмитриевна Вентцель. Ее произведения искусства сегодня хранятся во многих музеях, галереях, частных коллекциях мира, но основные, наиболее ценные работы сосредоточены в Москве в «Галерее Анастасии Чижовой».

 

«Мне кажется, — говорила художница, — кукольник обязательно должен быть добрым и мудрым, как сказочник. Сказок ведь не бывает злых. Как не должно быть и злых кукол. Сказки и куклы – это олицетворение того, что сопровождает человека от колыбели до самого заката, — олицетворение детства, счастья, уюта, тепла домашнего очага».

Олина Венцель, Авторские куклы, коллекционные куклы

Олина Вентцель была одной из первых, кто не только пришел в искусство авторской декоративной куклы, привнес в него профессиональную, художественную, театральную и кинематографическую культуру, основанную на опыте, таланте, знаниях, навыках опытного мастера театральной куклы, бутафора, художника по костюмам, но и создал для этого искусства новые профессиональные перспективы.

Олина Венцель, Авторские куклы, коллекционные куклы, историческая кукла

Художница с исторической достоверностью воспроизводит не только лица, фигуры, костюмы, мельчайшие детали платья прообразов своих кукол, но и, что крайне важно, передает их пластику, своего рода динамику души. Творческий взлет мастера начался во второй половине 90-х годов, когда она стала делать больших фарфоровых кукол. Здесь ей пригодились и прошлый опыт, и знания литературы, музыки, живописи, скульптуры. Созданные Олиной Вентцель куклы настолько пластичны, что без особого труда могут быть даже персонажами кукольного кино: они подвижны, изготовлены по принципу итальянской презерпио и французской криппы – могут сидеть, стоять, сгибаться, поднимать и опускать руки. Это поистине идеальные «действующие лица». Причина – остроумная и простая конструкция на основе проволоки. Если взять такую куклу в руки – остается теплое, упругое ощущение прикосновения к ребенку. И еще одна особенность – глаза ее кукол, которые смотрят как бы изнутри. Когда заглядываешь в них, создается ощущение, что кукла одушевлена.

 

Олина Венцель, Авторские куклы, коллекционные куклы, исторический костюм

 

Одна из первых серий кукол Олины Вентцель – «Венецианский карнавал». Созданные в технике бисквита, эти куклы сразу поставили художницу в ряд лучших российских мастеров. О ней стали писать, снимать телепередачи. Но подлинный успех пришел, когда художница реализовала проект, посвященный Александру Сергеевичу Пушкину. Первые несколько десятков больших кукол пушкинской серии были выставлены в 1998 году в галерее «Сабурово», а в дальнейшем стал триумфатором на выставках в Российском фонде культуры, в Государственном музее имени А.С.Пушкина, в Центральном Доме художника, всего более 60 литературных и исторических персонажей этого проекта – добрые, живые, одухотворенные – составляли единую экспозицию.

Олина Венцель, Авторские куклы, коллекционные куклы, венецианский карнавал, исторический костюм

После «Пушкинского бала» по приглашению Российского культурного центра в Дании коллекция Олины Вентцель отправилась за рубеж. Выставка проходила в городской ратуше Копенгагена, где ее посетили более 7 тысяч человек. Две недели над ратушей развивался российский флаг. Ее Величество королева Дании Маргрете выразила свою благодарность в письме к Олине Вентцель:

« Это действительно великие произведения искусства и мастерства. Эти изумительные куклы должны стать достоянием большого количества людей, в связи с чем будет организована выставка Ваших кукол в Леголенде».

В Дании остался проект художницы, связанный с семьей последнего российского императора Николая Второго – в Музее, который связан с именем сестры Николая, Ольги Александровны Романовой.

Олина Венцель, Авторские куклы, коллекционные куклы, исторический костюм

Жизнь кукол, в отличие от человеческой, более продолжительна, а иногда и более счастливая.

«Куклы – сакральная вещь, — говорила Олина Вентцель, — с ними нужно быть очень осторожными, потому что это сотворение себе подобного. Не дай Бог при создании куклы ее обругать, подойти в плохом настроении. А если с куклой вести себя правильно, — она тебе поможет, потому что доброта в ней остается и передается вам и вашим близким».

Олина Венцель, Александр Пушкин, авторская куклаОлина Вентцель создала целый ряд портретных кукол. Петр Первый, Уинстон Черчилль, Владимир Путин, Юрий Лужков, Фаина Раневская, Григорий Горин, Олег Даль, Юрий Никулин, Иоганн Гёте, Пол Маккартни, Владимир Высоцкий, — и это далеко не полный список таких кукол. Так, Елизавету Первую Английскую приобрела для своей коллекции принцесса Анна Английская, а кукла саксофониста Билла Клинтона теперь живет в доме экс-президента США. Хозяевами своих фарфоровых двойников стали Василий Лановой, Марк Захаров, Эльдар Рязанов.

 

Олина Венцель, Авторские куклы, коллекционные куклы

 

В портретных куклах Олине Вентцель удается почти невозможное – передать не просто живой характер, а наделить его органичной только для этого человека пластикой. Между куклами и человеком существует обратная связь, куклы влияют на людей.

«Как-то делала куклу для Владимира Винокура, — вспоминает автор, — босой рыбак с ведром. Подарила ее на юбилей, пятидесятилетие. Проходит недели две, я звоню, спрашиваю: «Володь! Кукла-то понравилась или мне ее забрать?» — «Ты что, с ума сошла?! — отвечает. — Она у меня в кабинете стоит, напротив стола. Смотрю на нее и думаю: а клевый я мужик!» Почти то же говорила и королева Дании: «Я просыпаюсь, смотрю на свою куклу и вижу, что я красивая».

«Кукла – первый толчок к познанию мира, — считала Олина Дмитриевна. – Чем она интереснее, эмоциональнее, тем полезнее для маленького человека. Кукла дает ребенку знания об окружающем мире легко и свободно, органично, весело – без насилия. Она, как хорошая книга, музыка, фильм».

Яркой особенностью творчества Олины Вентцель являются масштабные проекты. Проект «История человечества в куклах: от фараона до наших дней» включает в себя более 200 кукол. Куклы экспозиции – типичные для художницы крупные фарфоровые работы, изображающие известных исторических персонажей и литературных героев: Клеопатру, Цезаря, Александра Македонского, Наполеона, а также героев Гомера. Шекспира, Дюма, Гете, Бальзака, Андерсена, Пушкина. Идея проекта Вентцель – показать масштаб, изменчивость и красоту человеческой истории.Олина Венцель, Авторские куклы, коллекционные куклы, исторический костюм, исторические личности

Олина Венцель, Авторские куклы, коллекционные куклы, кукла в рост, исторический костюм

 

Исследовательница творчества художницы, Татьяна Евсеева, в статье «Человек Совершенный» отмечает, что только у Олины Вентцель изображается образ человека не просто красивого, а человека совершенного физически и духовно. Художницу волнует не просто человек, а личность, вставшая вровень со своей Божественной природой. Вентцель рассказывает нам о том, какими мы могли бы стать, поднявшись над мелочностью, завистью, глупостью, привязанностью ко всему слишком земному. Она меняет финалы многих историй, делая их счастливыми, соединяя реальность со сказкой. Куклы-образы – рассказ не только о том, как все это было, а о том, как должно было быть.

Олина Венцель, Авторские куклы, коллекционные куклы, исторический костюм

Важно добавить, что куклы Олины Вентцель – не столько рассказ, сколько своеобразное послание, способ гармонизации мира. Ее куклы призваны изменить и сами оригиналы, и их судьбы.

Борис Голдовский, доктор искусствоведения

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх